
Во время очередной поездки в Киров, я уже традиционно отметил на карте несколько мест, обязательных к посещению как моему, так и всех туристов, посещающих этот город. Среди них и "дворец" на фото выше - особняк купца Булычёва.
В 1911 году в Вятке появилось, пожалуй, самое удивительное и красивое строение города, обросшее за более чем вековую историю множеством легенд. Построил его известный вятский архитектор Иван Аполлонович Чарушин по заказу "хозяина реки", купца, миллионера и владельца Вятско-Камского пароходства Тихона Филипповича Булычёва...
Хозяин реки.
О самом купце доподлинно мало что известно, при советской власти его имя пытались всячески очернить и стереть из истории.
Свое состояние он заработал на перевозках пассажиров до Казани и Нижнего Новгорода, сельскохозяйственных грузов по Вятке, Каме и Волге – до Рыбинска и Астрахани. В 1902 году Булычевым совместно с Яковом Тырышкиным и Торговым домом «Наследники коммерции советника Ивана Васильевича Александрова» было создано «Товарищество Вятско-Волжского пароходства», которое вплоть до национализации в 1918 году приносило большой доход его членам. Это позволяло Тихону Булычёву заниматься благотворительной и общественной деятельностью.
К 1910 году Тихон Филиппович - миллионер, владелец фабрик и пароходов, статский советник, кавалер орденов Св. Станислава 2-й степени, Анны 3-й степени, а также почетный попечитель Вятской мужской гимназии, почетный блюститель Вятского епархиального женского училища, почетный член Попечительного комитета Вятской губернской публичной библиотеки и губернского попечительства детских приютов, член местного управления Российского общества Красного креста, член губернского попечительного о тюрьмах комитета, член правления Вятского окружного правления Императорского Российского общества спасения на водах.
Известно, что Булычева называли хозяином Вятки не только в самой Вятке, но и в Нижнем Новгороде и Казани, где он имел свои склады и торговые представительства.
Ходят слухи, что именно он стал прототипом Егора Булычева в известной пьесе Максима Горького "Егор Булычев и другие". Писатель когда-то бывал одним из пассажиров пароходов Булычева и после одного из таких путешествий написал в «Самарском вестнике» о Булычеве, как о «безобразном хозяине реки Вятки». Однако, не известно, чем конкретно не понравилось Горькому то путешествие на пароходе.
Натяжные потолки, комната из серебряных монет или дворец для сирот и инвалидов.

Считается, что Тихон Булычев задумал построить уникальный по своему комфорту и красоте особняк для своей любимой дочери, мечтая привлечь молодую особу, жившую в то время в столице и избалованную модными тенденциями и роскошью Петербурга, в скромную Вятку под родительское «крыло».
Само здание было выполнено Чарушиным в готическом стиле и поражало своим изяществом. Несмотря на то, что дом стилистически близок к знаменитому особняку Саввы Морозова (или его супруги З. Г. Морозовой) в Москве, построенному архитектором Ф.Шехтелем. Чарушин сумел избежать прямой подражательности, а повторяет лишь ощущение готики, т.е. общее стилистическое направление, не копируя ни планировки, которую он выполняет свободно, ни самого живописного силуэта здания.
Архитектор постоянно вносил изменения в свой, уже построенный проект. Так, в 1914 году, на парадном входе появились грифоны, причем изначально они являлись не только статуями, но и своеобразными светильниками. В их пастях вкручивались лампочки, которые светились красным светом.

Помимо наружного изящества здания, исполненного Чарушиным в готическом стиле, внутренне убранство было достойно восточного дворца и выполнено в арабском стиле, чему поспособствовал художник Н. Г. Джимухадзе. Кроме того, оборудован дворец был по последнему слову техники: водяное отопление, душевые комнаты на всех этажах, было проведено электричество и телефон, и в доме даже функционировал лифт для подъема продуктов с кухни в столовую. Кроме того, за сто лет до того, как это стало популярным в России, здесь появились натяжные потолки!!! А пол одного из балконов был отделан толстыми стеклянными плитами.
По городу ходил слух, что одна из комнат была полностью из серебряных монет с профилем императора, однако проверить это не представляется возможным.
Дочь Булычёва была восхищена замком и оценила старания отца, однако так и не осталась в Вятке .
Существует еще одна версия, что дворец строился для сына купца Булычева - Николая Тихоновича Булычева. Однако в доме, где тот жил, произошел пожар и беременной супруге Николая пришлось спускаться при помощи акушерки со второго этажа горящего дома. В результате этого инцидента женщина испытала такой шок, что наотрез отказывалась дальше жить в доме, где больше двух этажей.
Особняку так и не суждено было стать жилым и Тихон Булычев уступил его за треть стоимости городу. В 1915 году в нем был открыт дом инвалидов и сирот великой войны 1914-1915 гг. им. Т.Ф. Булычёва под покровительством императора Николая II (о чем сохранилась соответствующая золоченная надпись), а внутренние комнаты были переделаны в палаты. И именно после этого на его крыше появились статуи двуглавого орла. К сожалению им простоять оставалось не долго - после революции их убрали, как признак царизма. Вновь появились они только в начале 2000-х годов, стараниями вятских мастеров.

Дом, из подвалов которого Колыма видна.

Внутрь этого здания даже при большом желании в наше время очень не просто попасть, а при советской власти и желающих было немного. Долгое время дом считался самым высоким в Кирове, даже с учетом большого количества панельных и кирпичных многоэтажек, а все потому, что ходила шутка, будто из его подвалов Колыма видна.
Все дело в том, что во время революции все имущество купца было национализировано, а сам Тихон Булычев умер в бедности. Уже принадлежавший городу особняк, забрали органы НКВД, получавшие самые красивые здания города. С того момента здесь находятся органы КГБ, а позже ФСБ. Кроме того, в советское время к особняку был пристроен серое здание, куда переехали органы надзора и правопорядка города и области.
Вот так самое красивое здание продолжает оставаться недоступным, тем самым обрастая все большими легендами и мифами, достойными готическим романов.
![]() |
||
Первый день нового года | Настоящая Россия | Мороз трескучий |
Journal information