Основной

Дом хозяина реки



Во время очередной поездки в Киров, я уже традиционно отметил на карте несколько мест, обязательных к посещению как моему, так и всех туристов, посещающих этот город. Среди них и "дворец" на фото выше - особняк купца Булычёва.

В 1911 году в Вятке появилось, пожалуй, самое удивительное и красивое строение города, обросшее за более чем вековую историю множеством легенд. Построил его известный вятский архитектор Иван Аполлонович Чарушин по заказу "хозяина реки", купца, миллионера и владельца Вятско-Камского пароходства Тихона Филипповича Булычёва...


Хозяин реки.
О самом купце доподлинно мало что известно, при советской власти его имя пытались всячески очернить и стереть из истории.

Свое состояние он заработал на перевозках пассажиров до Казани и Нижнего Новгорода, сельскохозяйственных грузов по Вятке, Каме и Волге – до Рыбинска и Астрахани. В 1902 году Булычевым совместно с Яковом Тырышкиным и Торговым домом «Наследники коммерции советника Ивана Васильевича Александрова» было создано «Товарищество Вятско-Волжского пароходства», которое вплоть до национализации в 1918 году приносило большой доход его членам. Это позволяло Тихону Булычёву заниматься благотворительной и общественной деятельностью.

К 1910 году Тихон Филиппович - миллионер, владелец фабрик и пароходов, статский советник, кавалер орденов Св. Станислава 2-й степени, Анны 3-й степени, а также почетный попечитель Вятской мужской гимназии, почетный блюститель Вятского епархиального женского училища, почетный член Попечительного комитета Вятской губернской публичной библиотеки и губернского попечительства детских приютов, член местного управления Российского общества Красного креста, член губернского попечительного о тюрьмах комитета, член правления Вятского окружного правления Императорского Российского общества спасения на водах.
Известно, что Булычева называли хозяином Вятки не только в самой Вятке, но и в Нижнем Новгороде и Казани, где он имел свои склады и торговые представительства.

Ходят слухи, что именно он стал прототипом Егора Булычева в известной пьесе Максима Горького "Егор Булычев и другие". Писатель когда-то бывал одним из пассажиров пароходов Булычева и после одного из таких путешествий написал в «Самарском вестнике» о Булычеве, как о «безобразном хозяине реки Вятки». Однако, не известно, чем конкретно не понравилось Горькому то путешествие на пароходе.

Натяжные потолки, комната из серебряных монет или дворец для сирот и инвалидов.



Считается, что Тихон Булычев задумал построить уникальный по своему комфорту и красоте особняк для своей любимой дочери, мечтая привлечь молодую особу, жившую в то время в столице и избалованную модными тенденциями и роскошью Петербурга, в скромную Вятку под родительское «крыло».

Само здание было выполнено Чарушиным в готическом стиле и поражало своим изяществом. Несмотря на то, что дом стилистически близок к знаменитому особняку Саввы Морозова (или его супруги З. Г. Морозовой) в Москве, построенному архитектором Ф.Шехтелем. Чарушин сумел избежать прямой подражательности, а повторяет лишь ощущение готики, т.е. общее стилистическое направление, не копируя ни планировки, которую он выполняет свободно, ни самого живописного силуэта здания.

Архитектор постоянно вносил изменения в свой, уже построенный проект. Так, в 1914 году, на парадном входе появились грифоны, причем изначально они являлись не только статуями, но и своеобразными светильниками. В их пастях вкручивались лампочки, которые светились красным светом.



Помимо наружного изящества здания, исполненного Чарушиным в готическом стиле, внутренне убранство было достойно восточного дворца и выполнено в арабском стиле, чему поспособствовал художник Н. Г. Джимухадзе. Кроме того, оборудован дворец был по последнему слову техники: водяное отопление, душевые комнаты на всех этажах, было проведено электричество и телефон, и в доме даже функционировал лифт для подъема продуктов с кухни в столовую. Кроме того, за сто лет до того, как это стало популярным в России, здесь появились натяжные потолки!!! А пол одного из балконов был отделан толстыми стеклянными плитами.

По городу ходил слух, что одна из комнат была полностью из серебряных монет с профилем императора, однако проверить это не представляется возможным.

Дочь Булычёва была восхищена замком и оценила старания отца, однако так и не осталась в Вятке .

Существует еще одна версия, что дворец строился для сына купца Булычева - Николая Тихоновича Булычева. Однако в доме, где тот жил, произошел пожар и беременной супруге Николая пришлось спускаться при помощи акушерки со второго этажа горящего дома. В результате этого инцидента женщина испытала такой шок, что наотрез отказывалась дальше жить в доме, где больше двух этажей.

Особняку так и не суждено было стать жилым и Тихон Булычев уступил его за треть стоимости городу. В 1915 году в нем был открыт дом инвалидов и сирот великой войны 1914-1915 гг. им. Т.Ф. Булычёва под покровительством императора Николая II (о чем сохранилась соответствующая золоченная надпись), а внутренние комнаты были переделаны в палаты. И именно после этого на его крыше появились статуи двуглавого орла. К сожалению им простоять оставалось не долго - после революции их убрали, как признак царизма. Вновь появились они только в начале 2000-х годов, стараниями вятских мастеров.



Дом, из подвалов которого Колыма видна.



Внутрь этого здания даже при большом желании в наше время очень не просто попасть, а при советской власти и желающих было немного. Долгое время дом считался самым высоким в Кирове, даже с учетом большого количества панельных и кирпичных многоэтажек, а все потому, что ходила шутка, будто из его подвалов Колыма видна.

Все дело в том, что во время революции все имущество купца было национализировано, а сам Тихон Булычев умер в бедности. Уже принадлежавший городу особняк, забрали органы НКВД, получавшие самые красивые здания города. С того момента здесь находятся органы КГБ, а позже ФСБ. Кроме того, в советское время к особняку был пристроен серое здание, куда переехали органы надзора и правопорядка города и области.

Вот так самое красивое здание продолжает оставаться недоступным, тем самым обрастая все большими легендами и мифами, достойными готическим романов.




Первый день нового года Настоящая Россия Мороз трескучий
Ваша запись опубликована в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
Провода долго чистить пришлось на фото? ;-)

Edited at 2015-01-12 11:21 am (UTC)
Провода - ваще жопа!( Все виды города портят.
Но на фото не чистил (видны на той, что через дорогу делал), а так тупо под проводами стоял, из-за чего ракурс не самый хороший + объектив новый с хорошим увеличением).

PS С возвращением в родную гавань!) Хорошо отдохнули?)
На улице Заводской (№41, 43) стоят старые корпуса льнопрядильно-ткацкой фабрики Булычева. После революции фабрика была национализирована и называлась "Красный труд". Выпускали на фабрике льняную пряжу и грубую (техническую) льняную ткань, из которой здесь же шили мешки. Еще здесь делали прошивной льняной ватин (используется для подкладки в зимней одежде, в мебели). Сейчас, похоже никакого льняного производства там не осталось (поскольку удобнее и дешевле пользоваться мешками из искусственных материалов), но где-то до начала 2000-х фабрика еще работала. Сейчас в старых корпусах фабрики множество небольших фирм.
Выше по Заводской была дача Булычева, а на ее территории - дом, в котором он постоянно жил (Заводская, 11-а). На территории дачи был прекрасный сад с оранжереей, он еще отмечен на старых картах города 1930-х гг. Не знаю, осталось ли что-то от дома, лет десять назад ГТРК "Вятка" показывала документальный фильм - там были съемки на территории дачи, показали развалины дома Булычева. Сейчас наверное и развалин не осталось. От сада тоже ничего не сохранилось.

Edited at 2015-01-12 05:24 pm (UTC)
Спасибо! Вообще интересно почитать или написать про историю вятского бизнеса ;). Но это должен быть отдельный и большой пост).
Вот, даже недавнюю фотографию нашел. Корпуса фабрики Булычева на ул.Заводской:

Я думал это строения советской эпохи, годов так 20-30-х... А сейчас после переделки и вовсе не понять будет.
Ну какие же это 20-30-е годы. Вся улица Заводская застроена дореволюционными промышленными зданиями. Это, кстати, до революции и в 20-е годы был самый большой промышленный район Вятки.
Я как-нибудь напишу про Заводскую. Вообще думаю сделать несколько заметок об окраинах и окрестностях города.
Отличный пост, очень понравилось.

Много раз хотел сделать фото этого здания, но так ни разу и не собрался, да и количество коммуникаций на столбах отпугивают.))
Да, провода давно пора под землю закатать. Но сейчас только в Москве до этого додумались, да деньги нашли(
Отчего же только в Москве. Может, я вас удивлю, но еще совсем недавно провода висели в Александровском саду или на набережной Грина. И закопали их совсем недавно. Нет столбов с проводами на спасской, правда там уличные светильники на проводах, натянутых между домами. В прошлом году осенью на моих глазах провода между светильниками закапывали в парке Победы.
Честно, как-то и позабыл про набережную, а в Александровском саду и не при помню вовсе проводов). Ну значит хорошие подвижки есть и у нас.
Вы не помните проводов оттого, что 15 лет уже прошло. Реставрация сада была в 1999 году, обыкновенные фонари поменяли на декоративные, кабель закопали.

Edited at 2015-01-16 06:43 pm (UTC)
"...И именно после этого на его крыше появились статуи двуглавого орла. К сожалению им простоять оставалось не долго - после революции их убрали, как признак царизма. Вновь появились они только в начале 2000-х годов, стараниями вятских мастеров."
Только сегодня, проезжая утром, как обычно, мимо этого здания, заспорили с мужем - статуи это новодел или чудом сохранившиеся со старых времен? Я, безусловно, была уверена, что это современный вариант.

Не так давно у кого-то в живом журнале видела фотографию другого фасада особняка, ловите в коллекцию!
Спасибо!) Отличный ракурс. Но я такой человек, что признаю коллекцию где только мои фотографии, да может еще старинные, когда меня еще в помине не было).
"Я такой человек, что признаю коллекцию, где только мои фотографии"
(улыбаюсь) - это пройдет, я полагаю. Тем более, что снять это здание с другой стороны - задача не из легких, кому-то просто повезло!